Феминизм исламский
Феминизм исламский — стремление к гендернему равенству и социальной справедливости, базой для понимания и воплощения которых является Коран. Этот вид феминизма выступает за соблюдение прав и установления справедливости для всех человеческих существ через континуум публичной и частной сферы.
Стремление к справедливости было метко названо «гендерным джихадом» (Рана Каббани). Термин «исламский феминизм» начал использоваться глобально в начале 1990 года. Иранские ученые Афсанех Наймабадех и Зиба Мир-Хоссейни были одними из первых, кто объяснил этот феномен на страницах тегеранского женского журнала «Занан», основанного Шахла Шеркат (1992). Саудовская женщина-ученый Маи Ямани использовала этот термин в книге «Феминизм и ислам» (1996). Турецкие ученые Есим Арат и Фериде Акар описали развитие исламской феминистской парадигмы в своих статьях, а Нилуфер Голе — в книге «Запретный модерн» (1991, 1996). Южноафриканская активистка Шамим Шайх использовала термин «исламский феминизм» в выступлениях и статьях в начале 1990-х гг. Можно с уверенностью утверждать, что к середине 1990-х гг. терми циркулировал в самых отдаленных точках уммы (умма — термин в исламе, означающее совокупность всех мусульман как религиозную общину) (Зінько, 2010, с. 26–27).
Основные требования исламского феминизма можно свести к:
- модернизация семейных кодексов;
- уголовная ответственность за семейное насилие и любое насилие против женщин;
- право женщин на сохранение собственной национальности и возможность передачи ее детям (требование чаще арабских женщин);
- увеличение числа женщин, участвующих в экономической и политической жизни (Зінько, 2010, с. 28).
Мусульманские феминистки не отрицают ислам, а наоборот, утверждают, что именно искренняя вера в Аллаха дает им силы и вдохновение для борьбы за права женщин. В рассмотрении Корана они используют собственный опыт и подход. Они утверждают, что классическая и постклассическая интерпретация была основана на мужском опыте и ориентировалась на патриархальные общества.
Феминистическая герменевтика ищет подтверждения гендерного равенства в Коране и включает три подхода:
- повторный просмотр аятов Корана для опровержения популярных неправдивых историй, которые устанавливают мужское превосходство (события в Эдемском саду);
- цитирование аятов, которые однозначно закрепляют гендерное равенство;
- рассмотрение аятов, которые объясняют разницу между мужчинами и женщинами и традиционно трактовались в пользу мужчин.
Интерпретации Корана отличаются в отдельных мусульманских странах через разнообразие феминистских школ. Первый апологетический подход утверждает, что ислам предоставил свободу женщине и она имеет больше прав, чем на Западе. Здесь говорится, что жесткие условия, в которых оказалась мусульманская женщина, вызваны консервативностью юристов-мужчин. Другое феминистическое движение стремится самостоятельно реинтерпретировать исламские тексты с женской точки зрения (Зінько, 2010, с. 29).
Зиба Мир-Хоссейни, одна из самых известных иранских феминисток, говорит: «Феминизм может дать многое для понимания религии и справедливости – это верно как для ислама, так и для других религиозных течений. Мусульманские феминистки утверждают, что, хотя принципы шариата могут быть интерпретированы по-разному, элита, состоящая из мужчин, на протяжении всей истории интерпретировала их ради собственной выгоды в ущерб справедливости» (Урман, 2015).
Масштабное движение «Мусават» (араб. «равенство») заявляет о том, что мусульманки могут бороться за гендерное равенство и справедливость, не выходя за рамки ислама. «Мусават» возглавили 12 женщин из Египта, Турции, Пакистана и других мусульманских стран. У них ушло около двух лет на то, чтобы разработать основополагающие принципы движения. Первое официальное собрание движения состоялось в 2009 году в Куала-Лумпур, в нем приняли участие более 250 активистов, ученых и юристов. Сейчас штаб-квартира «Мусават» находится в Малайзии. Своей задачей движение видит повышение самосознания женщин и помощь в борьбе за их права, в частности, «Мусават» стремится донести до мусульманок свою точку зрения по поводу альтернативных интерпретаций Корана, информацию о базовых правах человека и поддерживает активисток из мусульманских стран в их борьбе за эмансипацию женщин.
Помимо борьбы за корректировку законов с учетом альтернативных интерпретаций шариатских принципов, некоторые современные исламские феминистки также настаивают на упразднении обязанности женщин носить платок – они согласны с касающимся и мужчин, и женщин предписанием ислама одеваться скромно, однако считают, что платок является символом угнетенного положения мусульманок. Исламские феминистки борются за право женщин молиться вместе с мужчинами (как в Мекке), а не в отдельно отведенном для них месте (как в 2/3 мечетей, согласно статистике 2000 года). Мусульманская активистка Асра Номани выступила с протестом против правила мечети, которую она постоянно посещает, о том, что женщины должны заходить через заднюю дверь и молиться на специальном балкончике. Она аргументировала свой протест так: «Пророк Мухаммед не говорил женщинам молиться за ширмами. Эти барьеры – сексистские выдумки мужчин» (Урман, 2015).
Основные представители/-цы исламского феминизма: Рана Каббани, Асра Номани, Зиба Мир-Хосейни и другие.
Литература:
Зінько, С. (2010). Фемініз в ісламі: історія та сучасність. Ґендерний журна «Я», 4, 26–30.
Урман, А. (2015, Март 6). Исламский феминизм: борьба за права женщин на Ближнем Востоке. Vostok Magazine. Воспроизведено с https://syg.ma/@vostok-magazine/islamskii-fieminizm