Феминизм особых прав
Феминизм особых прав - эта форма радикального феминизма, позиция сторонников которого основывается на убеждении в том, что женщины обладают иной, чем у мужчин, и при этом более высокой моралью, которая объясняется женской природой. Сторонницы феминизма особых прав видели женщин не похожими на мужчин, отличными от них своей склонностью к кооперации, миролюбию (в то время как мужчины – к соревновательности и агрессивности).
С точки зрения различия между полами женщине не следует пытаться подражать мужчинам, наоборот, необходимо сохранить присущие им добродетели. Более высокая моральность проистекала из работы, которую женщина выполняет «по своей природе»: домохозяйство и материнство, или вне дома – социальную работу и обучение. Соответственно, если женщина будет иметь доступ к общественной жизни, то она привнесет в нее большую справедливость.
В Америке и некоторых странах Европы в связи с возросшей популярностью «культа истинной женственности», стала преобладать идея о том, что женщины – «потенциальные спасительницы нации», поскольку являются хранительницами чистоты, терпимости и традиционных ценностей, и, следовательно, им необходимо предоставить политические права для оздоровления общественной среды. Особенно подчеркивался женский пацифизм как врожденное качество в противовес мужскому милитаризму. Противопоставление образа женщины, дающей жизнь и мужчины-разрушителя актуально до сих пор.
Одна из теоретиков этого подхода, Шарлотта Перкинс Гилман (Charlotte Perkins Gilman), полагала, что «женские ценности связаны с прогрессом человечества», а отношения полов – главный «мотор» развития. Гилман называли «ведущей мыслительницей» женского движения в Соединенных Штатах в начале ХХ в. Впечатляющую новизну ее суждениям придавало сочетание социализма с подходом к истории и обществу сквозь призму женщин. По ее мнению отношения полов являются главной силой, а не просто побочным продуктом экономического развития. Изначально женщина была первым производителем, утверждает она, потому что, пока мужчина «доблестно преследовал бизона…, действуя просто как животное, движимое голодом, при виде близкой добычи», женщины думали о будущем и сеяли зерна для себя и своих детей. Кроме того они были первыми педагогами, и «женщина-мать является первым координатором, законодателем, администратором и исполнителем». Эти, по сути, человеческие черты заботливости, любви и защиты изначально присущи материнской роли женщины. Мужчины, не имевшие подобных врожденных добродетелей, должны были научиться им, так как «действовать с применением силы, сражаться, топтать землю, победно вопить в дикой радости – всё это были первобытные мужские инстинкты». Только в процессе истории мужчины стали полностью людьми и развили производство и другие изначально материнские функции, например законодательство, до их высшей формы. В прошлом сила мужчин позволяла им подчинять и исключать женщин, но возросшая специализация и разделение труда давали возможность женщинам участвовать в промышленном производстве. Экономическое развитие также стимулирует взаимозависимость членов общества, так что эгоизм, конкуренция и индивидуализм («дух хищного самца») скоро устареют в новой эре, которая будет характеризоваться такими «женскими» чертами, как коллективизм и социалистическое сотрудничество в общих интересах [1].
Основные представители феминизма особых прав: Шарлотта Перкинс Гилман (Charlotte Perkins Gilman), Сандра Хардинг (Sandra Harding), Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan), Джин Гримшоу (Jean Grimshaw) и др.
Литература:
1. Харитонова О. Первая волна феминизма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://womenation.org/first-wave-of-feminism (дата обращения 07.12.2-15 г.). — Название с экрана.