Феминизм радикальный
Феминизм радикальный — сформирован в ХХ в., представляет одно из самых ярких направлений в феминизме. Радикальные феминисты рассматривают женщин как биологический класс, который исторически первым начал дискриминироваться и эксплуатироваться, угнетение женщин — наиболее широко распространенная и наиболее сильная форма угнетения. Радикальный феминизм обычно призывает покончить не только с капитализмом, но и изменить семью, по крайней мере как экономический институт и институт воспитания детей. Сепаратистское направление радикального феминизма предлагает к этому добавить еще и отрицание гетеросексуальности [1, c. 48].
В основе радикальной идеологии феминизма лежит признание онтологических различий мужчины и женщины. Женщина подвергается угнетению через контроль мужчиной. Радикальные феминисты анализируют через какие средства и институты (включая медицину, религию, воспроизводство, расизм, экологию и политическую теорию) осуществляется мужское доминирование. Самый важный способ контроля – это контроль женской сексуальности (сексуальные домогательства, насилие, порнография, стерилизация, аборты, законы об использовании контрацептивов, принудительная гетеросексуальность).
Суламифь Файерстоун (Shulamith Firestone) утверждает, что патриархат основан на биологическом разделении полов. Предлагаемое понятие «биологический класс» («sex class») позволяет рассматривать разделение общества на два биологических класса, находящихся в борьбе. Основа эксплуатации заложена в способности к деторождению. Рождение и воспитание ребенка делает женщину менее подвижной, а потому более зависимой от мужчины. Пол является основанием для эксплуатации (для такой интерпретации также значимы многие положения марксизма, в частности положения Энгельса о первом разделении труда в браке между мужчиной и женщиной). По мнению автора, в настоящее время женщина получила шанс на освобождение от физического участия в воспроизводстве (беременность может быть заменена искусственными средствами).
Проблема материнства находится в центре внимания радикального феминизма. Предлагается изменение самой трактовки материнства, при которой «биологическая» мать не тождественна «социальной», хотя общество и настаивает на том, что лучшая мать – биологическая. Женщина при этом не должна отказываться от рождения ребенка, которое не только приносит удовлетворение, но и играет важную роль в ее личностном развитии. Однако женщину нужно освободить от того материнства, которое ей навязывает патриархат, и дать ей возможность самой контролировать свое тело.
Варианты выхода, которые предлагает радикальный феминизм, варьируются от создания андрогинной культуры до замены мужской культуры на женскую. Сторонницей андрогинной культуры выступила американская феминистка Кейт Миллет (Kate Millett) в одной из работ «Пол и политика» (1970), считавшая возможным объединение маскулинных и феминных черт. Другую точку зрения высказала Мэрилин Френч (Marilyn French) в работе «Вне власти» (1985), выражая сомнение, что при патриархате могут существовать какие-либо позитивные маскулинные черты, ибо маскулинный опыт коренится во власти, в убийствах, в отличие от феминного, корни которого в природе, в рождении.
Идею андрогинности общества не разделяют радикальные лесбийские феминистки, которые видят в гетеросексуальных отношениях политический смысл, а гетеросексуальных женщин считают поддерживающими патриархат. Их лозунг: «Феминизм – это теория, а лесбийство – практика». Некоторые радикальные феминистки настаивали на сепаратизме, исключении себя из мужского общества. Создание женских групп и кризисных центров, социальные события движения 1970-х гг. следует расценивать как акты сепаратизма, хотя и не всегда лесбийского. Часто женщины становились лесбиянками по политическим причинам, и провозглашение себя гомосексуальными являлось актом протеста.
Радикальный феминизм, в отличие от либерального, не верит в возможность изменения законодательства и политических институтов в сторону эгалитарности, справедливости. Считается, что женщины останутся подавленными, угнетенными и эксплуатируемыми до тех пор, пока не будет реконструирована сексуальность.
Со временем в радикальном феминизме начали выделять следующие направления: культурный феминизм, сепаратистский феминизм, антипорнографический феминизм.
Радикальный феминизм впервые вынес на общественное обсуждение ранее запретные темы — сексуальное домогательство, домашнее насилие, женское сексуальное удовольствие и мн.др. Его влияние на переосмысление гендерных ролей затронуло многие сферы – от сексуальной до политической. Не без влияния радикальной феминистской идеологии основное направление в политическом истеблишменте сделало шаг в сторону от либерализма в смысле равенства и сходства (гендерно-нейтрального подхода) к равенству различий (гендер-ночувствительный подход) [1, с. 48 - 49].
Наряду с этим радикальный феминизм страдает определенными крайностями: агрессивные распространение и демонстрация собственных взглядов, неприятие критики, бескомпромиссность, нетерпимость и т.п. Большинство радикальных феминистских теорий дискредитируют направления, из которых они выделились, обесценивают их очерченные задачи и поставленные цели, оставляют без внимания достижения феминизма в целом. В качестве примера можно привести:
- милитантство — воинственное направление суфражизма, по мнению многих исследователей, настроило общественное мнение и правительство против идеи предоставления политических прав женщинам. В результате экстремистских действий милитанток, которые хотя и привлекли внимание общественности к проблеме политического статуса женщин, получения женщинами избирательных прав было отложено на несколько десятилетий;
- культурный феминизм — делает акцент на иррациональной и интуитивной стороне жизни. Поклонницы этого направления подчеркивают разницу между мужчинами и женщинами, выделяют чисто женские качества, как источник личной силы, гордости и общественного обновления. Базовая идея культурного феминизма — матриархальный взгляд на общество, при котором все управление оказывается в руках сильных женщин, которые опираются на феминные ценности, включающие в себя пацифизм, кооперацию, ненасильственное улаживания конфликтов, гармоничную регуляцию общественной жизни [2]. Однако многие теоретики феминизма считают подобную точку зрения унижающей человеческое достоинство, наносящей ущерб социальным изменениям и имиджу феминистского движения. Они уверены, что доминирование женщин приведет не к преодолению господствующего дуалистического мировоззрения, но только вывернет уже существующую систему на изнанку. Подмена патриархата матриархатом не является решением женской проблемы;
- сепаратистский феминизм — пытается отделиться от мужчин физически, психологически, духовно, не признает гетеросексуальных отношений среди собственных представительниц и утверждает, что проблемы, которые основываются на сексуальных различиях между мужчинами и женщинами невозможно решить. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут делать позитивный вклад в феминизм, поскольку даже руководствуясь благими намерениями, они все равно будут воспроизводить патриархальную динамику. Критики данного направления феминизма отмечают, что он поддерживает, усугубляет и воспроизводит гендерное неравенство, в частности предвзятое отношение к мужскому полу, выстраивая собственную концепцию на половом эссенциализме;
- антипорнографический феминизм — страдает собственной идеологической замкнутостью и манипулятивностью общественным сознанием, поскольку рассматривает порнографию не как социальное явление, в котором задействованы оба пола, а как патриархальный инструмент контроля над женской сексуальностью.
Приведенные примеры свидетельствуют о нахождении радикального феминизма вне современного гендерного дискурса. Акцентируя внимание эпатажными теориями и методами исключительно на женском вопросе, радикальная феминистская философия собственноручно маргинализирует себя.
Основные представители радикального феминизма: Кейт Миллет (Kate Millet), Суламифь Файерстоун (Shulamith Firestone), Андреа Дворкин (Andrea Dworkin), Катарина Маккиннон (Catharine MacKinnon), Мэри Дейли (Mary Daly), Энн Коедт (Anne Koedt), Сьюзен Гриффин (Susan Griffin) и др. [3, с. 84 - 85].
Литература:
1. Королева Т.А. Женское движение: генезис и эволюция // Вестник Томского государственного университета. — № 368. — 2013. — С. 44–50.
2. Филлипс Ч. Томас. Феминизм и семья: историко-социологический анализ [Электронный ресурс] / под ред. А. И. Антонова. — М.: «Грааль», 2002. — 176 с. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/antonov/01.php (дата обращения 17.09.2015 г.). — Название с экрана.
3. Шевченко З.В. Критика радикального фемінізму // Політологія, філософія, соціологія: контури міждисциплінарного перетину: матеріали ІІІ Міжнародної науково-практичної конференції (м. Одеса, 15-16 жовтня 2015 р.) / за загальною редакцією д.політ.н., професора Д.В. Яковлева. – Одеса: Національний університет «Одеська юридична академія», 2015. – С. 84 – 85.