Феминизм «третьей волны»

Феминизм «третьей волны» (неофеминизм) — берет свое начало с ранних 90-х годов XX в. и продолжается до сих пор. Автором этого термина стала американская писательница Ребекка Уолкер (Rebecca Walker), дочь активистки феминизма «второй волны» — Элис Уолкер (Alice Walker). В 1992 году она опубликовала в феминистическом журнале «Ms» статью «Становясь третьей волной» («Becoming the Third Wave»), которая стала своеобразным манифестом этого направления. В частности, Р. Уолкер констатировала, что означало быть феминисткой в ​​актуальное для нее время: «Быть ​​феминисткой — значит наполнение идеологией равенства и женской силы каждой части моей жизни. Речь идет о поисках собственной ясности в среде системной деструкции, единение в сестринстве с другими женщинами, даже если мы и разделены, понимание структур власти для того, чтобы взять их под сомнение / изменить». В этой статье сформулирован призыв ко всем женщинам, прежде всего представительницам ее поколения, который рассматривали как сущность новой волны феминизма: «… до завершения борьбы еще далеко. Необходимо, чтобы пренебрежение женским опытом возбуждало гнев. Надо изменить злость на политическую силу. Не голосуй за мужчин, если они ничего не делают для нас. Не занимайтесь любовью с ними, не делитесь с ними хлебом, не заботьтесь о них и не кормите их, если они не ставят на первое место нашу свободу касаемо контроля наших тел и жизни. Я — не феминистка постфеминизма. Я — феминистка третьей волны». Работа Р. Уолкер «Быть настоящим. Поговорим о сущности и изменение лица феминизма» (To Be Real: Telling the Truth and Changing the Face of Feminism) (1995) стала своеобразной декларацией этого направления в США.

Особенность феминизма «третьей волны» заключается в том, что он не пришел на замену предыдущего направления, а существует параллельно с ним. Его появление трактуют как критическую реакцию молодого поколения женщин на радикальный феминизм. Феминизм этого направления не пытается выяснить, кем является современная женщина, а делает упор прежде всего на том, кем она может быть. (Она может быть кем захочет при условии, что это будет ее личный, осознанный выбор).

На феминизм «третьей волны» сильное влияние оказали академические исследования квир-теории, в частности работы американской философини Джудит Батлер ( «Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity», 1990). Квир-теория утверждает, что гендер и сексуальность являются подвижными категориями и их нелегко сопоставить с бинарными представлениями о «мужском» и «женском». Углубленное понимание бисексуальной и транс-идентичностей характеризует «третью волну» феминизма. Поэтому более заметная роль трансгендерных персон в феминистском активизме вызывает одновременный рост их дискриминации в самом феминистском движении, особенно со стороны радикалов/-ок (Munro, 2015).

В более общем смысле феминизм «третьей волны» подвергается критике за его ориентацию на индивидуальную эмансипацию, в отличие от политических дебатов «второй волны».

Феминизм «третьей волны» стремится объединить опыт, накопленный белыми феминистками, организациями цветных феминисток, лесбиянками, бисексуалками, а также представительницами других сообществ. Они не акцентируют внимание на единстве или непротиворечивости взглядов своих сторонников. Они могут выступать за сексуальную свободу и требовать семейной верности, бороться против порнографии и быть равнодушными к ней или даже одобрять ее.

Противоречивость и разнообразие является своеобразным признаком феминизма «третьей волны». Довольно часто это направление называют красочным, но с определенным перевесом розового цвета. Для него характерна ощутимая самоирония по восприятию всего, что относится к феминизму. По мнению феминисток, гендеризация общественной жизни стала фактом, поэтому актуальным является создание возможностей для свободного выявления и реализации индивидуального понимания женственности.

В рамках феминизма «третьей волны» сформулированы следующие цели: во-первых, борьба со всеми возможными причинами, которые порождают общественную несправедливость, и не только в отношении женщин; во-вторых, развитие образования молодых женщин, чтобы они были свободными, счастливыми и гордыми своей женственностью и не боялись реализовывать выбранные для себя цели. Образование должно стать составной частью знания истории феминизма.

Феминистки «третьей волны» уделяют меньше внимания по сравнению с представительницами предыдущей волны, отношениям между женщинами и мужчинами и проблеме дискриминации женщин. Вместо этого они акцентируют внимание на вопросах распределения сил и власти для проведения такой трансформации, при которой каждая женщина могла реализовать свою женственность в полной мере и как угодно: в работе или в семье. Показательно, что организации, которые идентифицируют себя как феминистские «третьей волны», объединяют не только женщин, но и мужчин и представителей различных меньшинств [1].

Основные представители «третьей волны» феминизма: Ребекка Уолкер (Rebecca Walker), Лили Энн Тейлор (Lili Anne Taylor), Джудит Батлер (Judith Butler), Наоми Р. Вульф (Naomi R. Wolf) и другие.

Литература:

  1. Історія західних політичних вчень: Політичні доктрини ХХ-початку ХХІ ст. [Електронний ресурс]: Навч. посіб. Рекомендовано МОН / Романюк А.С. — К.: Знання, 2011. – 255 с. – Режим доступу: http://pidruchniki.com/1584072018370/politekonomiya/istoriya_zahidnih_politichnih_vchen (дата звернення 02.09.2015 р.) – Назва з екрану.
  2. Munro, Ealasaid. (2015, September 5). Feminism: A Fourth Wave? Political Studies Association. Retrieved from https://www.vox.com/2018/3/20/16955588/feminism-waves-explained-first-second-third-fourth

Добавить комментарий

*

code