Феминизм христианский

Феминизм христианский — направление феминистской теологии, пытается понять и достигнуть на практике нравственного, социального, духовного равенства мужчин и женщин под руководством христианства. Христианские феминисты верят, что Бог не допускает дискриминации на основе биологически детерминированных характеристик, таких как пол или раса.

Основные вопросы христианского феминизма можно свести к:

Термин «христианский эгалитаризм» чаще всего употребляется сторонниками гендерного равенства и справедливости в христианстве, не желающих ассоциировать себя с феминистским движением.

Христианский феминизм своим появлением обязан светскому феминизму. Возникнув в элитарной среде, он в меньшей степени затрагивал низшие слои общества. Первый всплеск теологического феминизма связывают обычно с  именем американской пресвитерианки Элизабет Кэди Стентон (Elizabeth Cady Stanton). Она доказывала, что любая организованная религия априори настроена против женщин, каждая из которых лишь жертва доминирующей мужской религии. Стентон видела в  церкви силу, которая выступала против феминизма, и  поэтому критика религии стала одной из главных идей женского движения. Стентон издала вместе со своими единомышленницами «Женскую Библию» (1895 — 1898) [3, с. 51–52]. Это Библия, в которой места, касающиеся женщин, снабжены насыщенными комментариями.

По мнению Стентон, Писание, также как и наука с философией, провозглашают вечность и равенство полов, без которого невозможно было бы даже создание и рост растений, животных и т. д., не произошло бы развития мысли. Мужской и женский элементы равны и уравновешивают друг друга, они важны, как положительные и отрицательные частицы для поддержания равновесия вселенной, а молитвы, направленные к Отцу, одинаково направлены и к Небесной Матери [4, с. 289- 290]. «Женскую Библию» можно назвать своего рода «критическим феминистским комментарием» [3, с. 51–52], где под сомнение ставится «божественное» происхождение подчинения женщин, а также утверждается, желание мужчин заявить свое право на власть, манипулируя религией [3, с. 51–52]. Чем больше была потребность женщин в изменении христианских патриархальных традиций, тем больше внимания авторы и исследователи обращали внимания на патриархальность самой Библии.

В  своих трудах протоиерей Александр Мень отмечает, что в современном мире христианский феминизм требует переосмысления Писания, например определение Бога как «Отца» в ряде мест предлагается заменить на «Мать». И, как подчеркивает Александр Мень, многие признают справедливость высказывания о  «патриархальном фоне Библии» [6, с. 299]. Но, несмотря на это, «Писание подкрепляет идею женского равноправия. Согласно Быт. 1–2, женщина и мужчина — одноприродные существа, сотворенные по образу и подобию Божью» [6, с. 299].

К концу XX века возникает проблема перевода Библии на современный английский язык, поскольку усиливается тенденция к использованию «гендерно нейтрального языка», т. е. обозначению объекта без указания рода. Первый подобный вариант Библии появился в  1990 году. В  этом переводе данный язык не применяется к Богу. Однако в других случаях перевод гендерно нейтрален. Например, при обращении «братья» используется перевод «братья и сестры», или при употреблении в английском варианте слова «человек/мужчина/люди» (a/the man, men) дается «гендерно нейтральный» перевод «human being» (в некоторых случаях это может означать местоимение «один») [5, с. 198–200].

Однако, не смотря на то, что женщины активно участвуют в  жизни церкви, при этом до сих пор им не удалось добиться равноправия. Парадокс заключается в  следующем —  женщины могут получать прекрасное богословское образование, преподавать в престижных вузах, преподавать Новый Завет, но при этом, что удивительно, они не могут читать евангелие во время церковной службы [1, с. 197–210]. И это еще одна немаловажная проблема, которую затрагивает христианский феминизм — вопрос служения женщины в христианской церкви.

Тема статуса женщин в христианской церкви стала обсуждаться в XX веке в  связи с  введением Англиканской церковью и  рядом протестантских церквей женского священства. Тем не менее, обращаясь к истории, важно отметить, что служение женщины уходит корнями гораздо глубже —  в  самое начало апостольской церкви, пусть и не так легко дать характеристику этому явлению. Женский диаконат появляется еще в  III веке, и  в это время функции диаконата обрисованы довольно четко. Мы знаем об этом из Апостольских наставлений, где впервые появился термин «diakonissa» [2, с. 164]. Служение диаконисс всегда было направлено преимущественно на нужды женщин. В обязанности диаконисс входило миропомазание женщин после крещения (крещение она имела право совершить лишь при крайней необходимости), обучение основам веры, посещение женщин в их домах и оказание им помощи во время болезни, а также приношение причастия. Обычно диакониссой могла быть либо вдова либо дева. Также важно отметить, что в  патристическую эпоху диакониссы причащались вместе со священниками — в алтаре. Однако постепенно чин диаконисс исчезает — например, в Византии он становится лишь званием и почетными обязанностями [2, с. 164]. Интересно, что в России, на поместном соборе 1917–1918 годов вопрос об этом чине выносят на повестку в Отделе о церковной дисциплине. Но доклад передают в соборный совет и возвращаются к нему лишь за 11 дней до закрытия собора. Вопрос остается открытым, так как успели утвердить только решение «о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения» [1, с. 207], согласно которому женщинам предоставлялось право участия в  приходских, епархиальных собраниях и  приходских советах, а  также занятие должности старост. Таким образом, чин диаконисс хотя никогда и не был формально отменен в  православной церкви, но в  тоже время не был и формально восстановлен [1, с. 207–208].

В настоящее время приходится констатировать, что вопросы о женском священстве и епископате — одни из наиболее актуальных для христианского феминизма. Сейчас основными аргументами против женского священства Римско-католической и  Православной церквей являются следующие: во-первых, ни одна женщина не вошла в  число двенадцати Апостолов, а  во-вторых, женщина не может быть образом Иисуса, который был мужчиной, а значит, лишь мужчины-священники в полной мере представляют Иисуса. Однако то, что женщины не стали Апостолами, еще не означает, что они не могут быть священниками. Сам Иисус допускал женское священство, приводя и мужчину, и женщину к новому священству через крещение: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3: 27–28).

Во второй половине XX и начале XXI века все больше церквей приходят к выводу о возможности для женщин быть священниками или епископами. Например, в 2010 году в Старокатолической церкви Италии была рукоположена вторая женщина-священник, осенью 2013 года генеральный синод Англиканской церкви узаконил рукоположение женщин в  епископы, в  Швеции Антье Якелен (рукоположена в  священники в  1980 году) была избрана епископом в  городе Лунд , в  Австралии Сара Макнейл была избрана епископом города Графтон. А Папа Римский Франциск в одном из своих интервью заметил, что «церковь нуждается в  обновлении», и ему было бы интересно изучить вопрос о женской роли в церкви, так как «женский гений необходим в любой области, связанной с принятием важных решений» [4, с. 291 - 292].

Основные представители христианского феминизма: Катарина Бушнелл (Katharine Bushnell), Елизабет Кеди Стентон (Elizabeth Cady Stanton), Френсис Елизабет Керолайн Виллард (Frances Elizabeth Caroline Willard), Мари Маджерет (Marie Maugeret), Кети Женева Кеннон (Katie Geneva Cannon) и др.

Литература:

1. Белякова Е. В. Женщина в церковном праве и попытка реформ на поместном соборе 1917 — 1918 годов // Религии Мира: история и современность. Материалы научной конференции «Церковное право и государственное законодательство в истории России». — М.: Наука, 2004. — С.197–210.

2. Бер-Сижель Э. Служение женщины в церкви / Пер. Бакулов А. — М.: Библейско-богословский институт св.Апостола Андрея, 2002. — 215 с.

3. Брайсон В. Политическая теория феминизма. / Пер. с англ. Липовской О. и Липовской Т. — М.: Идея-Пресс, 2001. — 304 с.

4. Гурьева К.А. Христианский феминизм: истоки и современность // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2014. — Том 15. — Выпуск 3. — С. 285 — 293.

5. Колосова И. А. Религия в  гендерном измерении // Введение в  гендерные исследования / Под ред. Костикова И. В. и др. — М.: Аспект Пресс, 2005. — С. 195–203.

6. Мень А. Феминизм и  Библия // Библиографический словарь. —  Т. 3  — М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. — С. 299–300.

Добавить комментарий

*

code