Гендерный дисплей
Гендерный дисплей (gender display) — понятие гендерного дисплея ввел в научный оборот Ирвинг Гоффман (Erving Goffman) — культурно детерминированное и социально обусловленное многообразие проявлений половой принадлежности на уровне межличностного общения; основной механизм создания гендера в процессе взаимодействия лицом к лицу. Межличностная коммуникация в конкретной ситуации всегда сопровождается процессом категоризации по полу. Сама возможность категоризации индивида по полу является предпосылкой коммуникативного доверия. Человека относят к полу, получая разнообразную информацию, соответствующую конвенционным правилам. Имя, внешность, тембр голоса, языковые манеры, движения, стиль проявления чувств — все эти множественные проявления представляют собой гендерный дисплей, который позволяет идентифицировать собеседника/-цу как мужчину или женщину (Жукова, 2012, с. 75).
Сторонники социального конструктивизма вслед за И. Гоффманом утверждают, что проявления гендера невозможно свести к исполнению половых ролей, гендерную идентичность нельзя отменить или изменить, подобно платью или роли в спектакле. Гендерный дисплей — это многообразие представлений и проявлений «мужского» и «женского» в межличностном взаимодействии. Гендерный дисплей — или конвенциональное проявление мужского и женского — не может быть сведено к сочетанию речи, мимики, костюма и грима. Это поистине виртуозная «игра», ориентированная на партнеров/-ш по пьесе и мизансцене; эта игра давно срослась с жизнями «актеров/-ис» и представляется игрокам и наблюдателям/-ницам естественным проявлением их сущности. В этом и заключается загадка конструирования гендера — каждую минуту, участвуя в «маскараде» представления собственного пола, люди делают это таким образом, что игра по правилам кажется естественным проявлением человеческой Я. Однако гендерный дисплей не является универсальным, он социально-культурно обусловлен. Разные культуры, разные исторические эпохи, разные социальные группы обнаруживают различные гендерные дисплеи, что делает невозможным их сведение к биологическим детерминантам (Здравомыслова & Темкина, 2002).
Средства выражения принадлежности к полу И. Гоффман называет формальными конвенциональными актами. Это своеобразные модели мужского и женского поведения, приемлемые в конкретной ситуации, которые способствуют сохранению и воспроизводству норм повседневного взаимодействия (разного рода ситуативное поведение — всегда гендерно окрашено). Исполнителями конвенциональных актов являются социально компетентные действующие лица, являющиеся включенными в социальный порядок. Социальный порядок, в свою очередь, гарантирует им защиту от неадекватных индивидов. Быть мужчиной или женщиной и проявлять это — значит быть, по Г. Гоффману, социально компетентным лицом, вызывающим коммуникативное доверие.
Литература:
Жукова, И. Н. (2012). Словарь терминов межкультурной коммуникации. Москва: ФЛИНТА.
Здравомыслова, Е. А., Темкина, А. А. (2002). Гендерный дисплей. А. Денисова (Ред.), Словарь гендерных терминов. Москва: Информация XXI век. Получено из http://www.owl.ru/gender/046.htm