Феминизм постмодернистский

Феминизм постмодернистский - возник в последней четверти 20-го в., превратив феминизм в методологию, которая критикует прежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающими мужскую науку. Ставит проблему ограниченности знания, представленного в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир («адроцентричная картина мира»), мужскими средствами выражения знания («фаллогоцентризм»). Отрицая прежнюю рациональность, постмодернистский феминизм предлагает учитывать особенности субъекта познания определенного пола, его (ее) ценностные ориентации. Методология такого феминизма направлена против позитивистского тезиса об «объективном факте», подчеркивает влияние мировоззрения ученого как представителя определенного пола на задачи исследования и выводы из него.

В центре большинства работ философов-феминисток этого направления стоят вопросы подавления женщин через языковые практики (дискурсы). Благодаря философам-постмодернисткам феминистской ориентации в науку введены понятия «женского письма» и «женского чтения». Источниками «женского письма» как особой формы самовыражения является, с точки зрения постмодернистских философов, женское тело и женская сексуальность.

Отношения постмодернистского феминизма с самим постмодернизмом противоречивы. Часть теоретиков (Моника Виттиг (Monique Wittig), Кристин Дельфи (Christine Delphy), а особенно Люс Иригарэй (Luce Irigaray) с ее книгой «Зеркало другой женщины», 1974) настроены против идеи признания Другого, сосуществования с Другим, «ненавязывания» концептов, которые являются для постмодернистской парадигмы центральными. Во всех индивидах феминистки-постмодернистки видят нестабильность, противоречивость, зависимость от набора внушенных убеждений. Проблематичны и отношения постмодернистского феминизма с другими феминизмами. Ряд теоретиков постмодернистского феминизма (Элен Сиксу (Hélène Cixous), Юлия Кристева) именуют себя постфеминистками, открещивается от борьбы за женские права, отрицает возможность создания единой феминистской теории. Радикалки-постмодернистки (Элен Сиксу, Юлия Кристева, Люс Иригарэй) не хотят внимать призыву ведущего американского философа, феминистски и постмодернистки Джудит Батлер (Judith Butler) «сделать феминизм более самокритичным» и признать, что любые социальные и философские категории, с их точки зрения, в том числе и используемые феминизмом в политической борьбе (включая категорию «женщины») могут оспариваться и переопределяться [1]. Дж. Батлер утверждает, что даже само понятие «женщина» является неоднозначным, поскольку включает в себя гораздо больше, чем биологический пол - класс, расу, сексуальность и другие аспекты индивидуализма, которые по-своему определяют каждую женщину независимо. Следовательно, как отмечает исследовательница, термин «гендер» носит перформативный характер, а значит не существует единой основы женского подчинения и не существует единого метода решения женского вопроса.

Созданный и развивающийся в столкновении с другими социальными концепциями, постфеминизм как философская теория и методология остается незавершенным. Теории постмодернистского феминизма и феминистского психоанализа далеки от задач современного женского движения, мало востребованы им. Деятельницы женских организаций остаются к его идеям равнодушными (в отличие от идей либерального и социалистического феминизма) [1].

Основные представители постмодернисткого фнминизма: Джудит Батлер (Judith Butler), Элен Сиксу (Hélène Cixous), Юлия Кристева, Моника Виттиг (Monique Wittig), Кристин Дельфи (Christine Delphy), Люс Иригарэй (Luce Irigaray) и др.

Литература:

1. Пушкарева Н.Л. Постфеминизм [Электронный ресурс] // Мультимедийная Энциклопедия «Кругосвет». М.: «Новый диск», 2004. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/feminizm.html?page=0,5 (дата обращения 13.12.2015 г.). – Название с экрана.

Добавить комментарий

*

code